Пензенский временник №2

март 2003 г.


На главную страницу

     Текст из книги "Как выбрать нательный крест". Трифонов Печенгский монастырь.

"Почему надо носить нательный крест

     Нательный крест (на Руси называют "тельник") возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищант от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест "всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов" - пишет святой праведный Иоанн Кронштадский.

     При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись "Спаси и сохрани!".

    

Как выбрать нательный крест себе и ребенку

     Нательный крест - это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

     Православные нательные кресты имееют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости отвремени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.

     Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались - золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, - так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям, о которых пойдет речь ниже.

 

Можно ли носить кресты с католическим Распятием

     Иконография православного Распятия получила свое окончатольное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия. Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся.

     В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной - показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

     Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правила Трульского собора и соответственно - символического духовного изображения Иисуса Христа.

     Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (навшество конца XIIIвека). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнение наших греховных страданий с искупительными Страстями Христа.

     Изображения распятого Спасителя, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII - XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа.

     Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.

 

  

 

 

 

 

Крест седмиконечный. Его часто можно видеть на иконах северного письма. В Историческом музее такой крест изображен на образе Параскевы пятницы с житием, на образе святого Димитрия Солунского, что в Русском музее, а также на иконе "Распятие", датируемой 1500 годом и принадлежащей перу иконописца Дионисия. Седмиконечный крест воздвигали на куполах русских храмов".

 


Из иконографии...

     "Все иконы Иисуса Христа можно отнести к одному из шести основных иконографических типов:

     - Спас Нерукотворный;

     - Спас Вседержитель (Пантократор);

     - Спас на престоле;

     - Спас в силах;

     - Спас Эммануил;

     - Спас Благое молчание.

     На иконах этого типа Спаситель удивительно спокоен, мудр, и немножко печален.

     "Пантократор - Спас Вседержитель" - икона, отражающая образ Христа в период Его проповедничества. У Него короткая бородка, молодые ясные глаза, гладкие волосы опускаются на плечи. Правая рука Его благословляет, левая поддерживает раскрытое Евангелие.

     На иконе "Спас на престоле"  Христос изображен восседающим на престоле. Престол - символ всего мира, знак Его царственной славы.

     "Спас в силах" - более сложная по своей символике икона. Христос на ней изображен сидящим на престоле, с книгой в руках на фоне красного квадрата со слегка вытянутыми краями. По четырем углам этого квадрата изображены ангел, лев, телец и орел. В синем овале, написанном поверх квадрата, изображены ангелы, а поверх синего квадрата изображен красный ромб.

     Квадрат -символ земли.

     Фигуры в квадрате (ангел, лев, телец, и орел) - символы евангелистов Матфея, Марка, Луки, и Иоанна.

     Синий овал - духовный мир, ангелы в нем - силы небесные.

     Красный ромб - символ невидимого мира.

     Эта икона показывает нам образ Христа, каким Он, согласно Откровению Иоанна Богослова, явился миру в конце времен.

     Христос в возрасте двенадцати лет изображен на иконе "Спас Эммануил" (в переводе "Эммануил" означает "С нами Бог").

     "Спас Благое молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. В нимбе Спасителя еще нет Креста, в нем сияет восьмиконечная звезда.

     На этой иконе Спаситель изображен юношей. Руки Его крестообразно прижаты к груди, за спиной - крылья. Спас Благое молчание встречается чрезвычайно редко.

 

     Самым, пожалуй, любимым во все времена на Руси был "Спас Нерукотворный". Именно его писали на знаменах русских войск. За всю историю своего существования Нерукотворный образ прославился неисчислимыми чудесами. Множество списков было сделано с него в самое разное время, и эти списки тоже известны как чудотворящие."

Из книги Анастасии Семеновой "Иконы в храме и вашем доме".


 

 

    

 

Используются технологии uCoz